среда, 20 октября 2010 г.

Условия формирования креативности ребенка

«Творческие способности не создаются, а высвобождаются» - писал
известный психолог Кристофер Фергюсон.
Психологической наукой доказано положение о том, что способность к творчеству представляет собой не только наследственно обусловленное, но и прижизненно формируемое качество личности. Это не означает нивелировки людей по такому уникальному признаку как креативность, а лишь утверждает потенциальную возможность развития креативных способностей средствами обучения и воспитания.

Однако возникает вопрос: а во всех ли образовательных учреждениях есть условия для этого? Какие условия должны создавать педагоги на уроках и внеурочных занятиях для развития креативных способностей ребенка? Предлагаю обменяться мнениями по этой проблеме.

29 комментариев:

  1. 1. Креативный педагог-пример для детей!
    Немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании.
    2. Проведение нестандартных уроков и внеклассных мероприятий с использованием современных педагогических технологий.
    3. Использовать в работе методы проектов,исследований,ИТ.
    4. Способствовать творческому развитию младших школьников.

    ОтветитьУдалить
  2. 1. Благоприятный психологический климат. Ученику в школе (на уроке) должно быть комфортно, А для этого как минимум педагог должен быть доброжелателен к своим воспитанникам и окружающим вообще;
    2. Создание ситуации успеха. Ребенок должен почувствовать «вкус успеха»;
    3. Использование на уроках и во внеурочной деятельности активных методов обучения: диалог, дискуссия, защита проектов и пр.;
    4. Максимальная (но не во вред здоровью) занятость ребенка. Посещение различных выставок художественного творчества, смотров технических поделок, концертов. Участие в олимпиадах, конференциях, смотрах. Занятость в кружках и секциях.

    Необходимо отметить, что более 50% на формирование креативности влияет именно всестороннее развитие личности ребенка, отмеченное в последнем пункте. И начинать это развитие необходимо с раннего детства.

    Зубкова Е. А.

    ОтветитьУдалить
  3. Абсолютно согласна с мнением Гондарчук Е.А. Прежде всего креативным должен быть учитель. Только тот учитель, который постоянно совершенствует педагогическое мастерство, нестандартно мыслит, любит детей и видит в них личность
    сможет создавать условия, формирующие креативность ребенка. Методы и приемы могут быть самые разнообразные:
    1.создание проблемных ситуаций,
    2.создание проектов,
    3.проведение дискуссий,
    4.вовлечение обучающихся в проведение социальных акций,где каждый участник может почувствовать себя нужным и необходимым людям,
    По большому счету начинать работу в этом направлении надо в учреждениях дошкольного образования.
    Наталюткина В.А.

    ОтветитьУдалить
  4. Наталюткина В.А.26 октября 2010 г. в 12:25

    Абсолютно согласна с мнением Гондарчук Е.А. Прежде всего креативным должен быть учитель. Только тот учитель, который постоянно совершенствует педагогическое мастерство, нестандартно мыслит, любит детей и видит в них личность
    сможет создавать условия, формирующие креативность ребенка. Методы и приемы могут быть самые разнообразные:
    1.создание проблемных ситуаций,
    2.создание проектов,
    3.проведение дискуссий,
    4.вовлечение обучающихся в проведение социальных акций,где каждый участник может почувствовать себя нужным и необходимым людям,
    По большому счету начинать работу в этом направлении надо в учреждениях дошкольного образования.
    Наталюткина В.А.
    26 октября 2010 г. 12:21

    ОтветитьУдалить
  5. самым главным условием проявления креативности, считаю создание самих условий для ее проявления. Для чего она нужна ребенку? для того чтобы он мог себя проявить, выделиться, решить какую-то проблему. К примеру, посмотрите сколько было раньше креативных идей для сдачи экзамена, любого в институте, в школе. Создание проектов, особенно практической направленности, мне кажется дают такую возможность. Особенно если есть соревновательный элемент. Это творчеством можно заниматься для души, а креативностью для дела.
    Кадамша Влада

    ОтветитьУдалить
  6. Я абсолютна согласна с тем, что для начала сам учитель должен быть креативным. Чтобы стать креативным, нужно использовать разнообразные навыки в своей работе. Искать возможности для взаимного обмена и параллельного обучения.Многие люди боятся трудностей,я считаю, что это не правильно, нужно наоборот заставить себя попробовать что-нибудь новое, провести каникулы там, где вы никогда не бывали и т. п. Я соглашусь с коллегами в том, что нельзя не обойтись без проектной методики, и конечно же обучению детей креативности надо начинать с самого детства!
    Сорокина Л.А.

    ОтветитьУдалить
  7. 1.«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (А.А. Мелик Пашаев).
    Согласна с коллегами, чтобы учить творению, надо самому уметь творить. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить.
    2. К одной из нестандартных форм творческих занятий по развитию креативности, можно отнести уроки интегрированного типа ( английский язык +музыка, рисование + литература и т. д.):
    3. Еще одной формой свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей является ведение «Дневника впечатлений», где дети отражают свои размышления. Фантазируют, мечтают…
    4. Использование разнообразных форм и современных методов работы, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.
    5. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей
    Шацкова И.М.

    ОтветитьУдалить
  8. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.
    Использование активных форм обучения, формирование обстановки творческой активности позволяет достигнуть целей обучения, связанных с развитием интеллекта и креативности ребенка. К способам активизации учебной деятельности относятся диалоги, обмен знаниями, умениями, суждениями на основе имеющихся баз данных, методы проектов.
    Но и важна, на мой взгляд, обстановка в которой живет ребенок дома. Если родители подавляют и пресекают фантазию своего ребенка, постоянно одергивают его и требуют подчинения сложившимся стереотипам, то и педагогу будет тяжело работать в направлении развития творчески такого ребенка. Тяжело, но все же возможно.
    Серебрякова О. В.

    ОтветитьУдалить
  9. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Поэтому на образовании лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, уже, будучи взрослыми.
    Педагоги на уроках и внеурочных занятиях для развития креативных способностей детей должны создавать свободные условия для работы, позволяющие школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать, не испытывая страха перед неверными решениями и ошибками.
    Смирнова Ольга Николаевна, учитель истории МОУ СОШ № 23 г. Энгельса

    ОтветитьУдалить
  10. Данилова И.И.1 ноября 2010 г. в 02:24

    Как отмечает ученый П.Смит (1983), для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; необходимо также наличие внутренней раскованности и свободы. Американские психологи Гетцельс и Джексон на основе опроса матерей пришли к выводу, что развитию склонности к творчеству наиболее благоприятствуют семьи, в которых допускаются «отклонения и различия» во взглядах и привычках, а также снисходительно относятся к «рискованным мероприятиям». Исследователи Дрейвер и Уэльс установили превосходство тех детей с «творческим поведением», чьи родители в меньшей мере требуют подчинения своему авторитету. Известный специалист К.Роджерс утверждал, что рождение творческих идей поощряется созданием психологической безопасности и через безусловное принятие ценности каждого человека.
    Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие исследователи проблемы детского творчества обращались к рассмотрению вопроса об условиях формирования креативности.

    Так, Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:

    1)Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
    2)Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
    3)Поощрение высказывания оригинальных идей.
    Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
    4)Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
    5)Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
    Е.Торранс предложил педагогическую модель, стимулирующую продуктивность творческой деятельности с помощью методов, удовлетворяющих следующим требованиям:

    -возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;
    -обеспечивать «реалистическое» столкновение с проблемой», погружение в нее, эмоциональную вовлеченность;
    -приводить к столкновению противоположных понятий, образов, идей.
    Психолог В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

    1)отсутствие образца регламентированного поведения;
    2)наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
    3)создание условий для подражания творческому поведению;
    4)социальное подкрепление творческого поведения.
    Даниолова Ирина Ивановна ,педагог-психолог МОУ Сош №3 г.Ершова Саратовской области

    ОтветитьУдалить
  11. 1. Я согласна со словами американского психолога Е.П. Торранс: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Креативный ребенок сам выбирает игры, сам придумывает правила, не останавливаясь на том, что ему преподносится готовым. Взглянув на общепринятое, он устремляется дальше. Наша задача помочь раскрыться таким детям, дать толчок для дальнейшего роста творческих способностей, а для этого надо самим быть креативными.
    2.У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
    Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
    3.Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Поэтому задания должны составлять систему, позволяющую формировать как потребность в творческой деятельности, так и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
    4.В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование.
    Яковлева Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ "СОШ № 102"г. Саратов

    ОтветитьУдалить
  12. 1. Я согласна со словами американского психолога Е.П. Торранс: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Креативный ребенок сам выбирает игры, сам придумывает правила, не останавливаясь на том, что ему преподносится готовым. Взглянув на общепринятое, он устремляется дальше. Наша задача помочь раскрыться таким детям, дать толчок для дальнейшего роста творческих способностей, а для этого надо самим быть креативными.
    2.У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
    Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
    3.Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Поэтому задания должны составлять систему, позволяющую формировать как потребность в творческой деятельности, так и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
    4.В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование.
    Яковлева Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ " СОШ № 102" г.Саратов

    ОтветитьУдалить
  13. Одним из условий развития креативности у детей является умение педагога вселить в ребенке уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Проектная деятельность станет хорошим помощником любому педагогу по развитию у детей творческих способностей. Очень важно всем педагогам уходить от жесткой оценки «правильно-неверно». Необходимо научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.Кильдячкова Анна Викторовна, заместитель директора по НМР Детского дома №3 г.Хвалынска.

    ОтветитьУдалить
  14. По моему мнению, одним из условий формирования креативности, является приобщение ребенка с раннего возраста к поиску нестандартных способов решения поставленных задач. То есть близкие и значимые взрослые не должны давать, и тем более, навязывать готовые стандарты маленькому человечку, а наоборот, провоцировать ребенка на то, чтобы у него была потребность подумать и найти свой, исключительный вариант. Соколова Анна Владимировна, педагог - психолог, "Детский дом №3",г. Хвалынска.

    ОтветитьУдалить
  15. Для воспитания креативной личности необходимо создать комфортные условия, для самореализации ребёнка как личности. Не навязывать ребёнку свою точку зрения, а помогать ему находить истину. Савенко Л.В социальный педагог МОУ СОШ №3 г. Ершова

    ОтветитьУдалить
  16. Конечно, каждая школа может развивать креативную личность в ребенке. Было бы желание у самих педагогов. Новых условий никаких не требуется. Креативность и заключается в том, что можно найти другой выход из определенной ситуации и посмотреть по новому на обыденное. Белоусова О.П.

    ОтветитьУдалить
  17. . Я считаю, что развитие креативности должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей школьников.
    Развитие креативности школьников в процессе обучения будет эффективным, если:
    • выявить подходы к развитию креативности у учащихся;
    • определить критерии сформированности уровня креативности школьников в процессе обучения;
    • выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие креативности школьников в учебном процессе;
    • разработать модель развития креативности школьников в процессе обучения;
    • разработать комплект учебных заданий, направленных на развитие креативности учащихся школы в процессе обучения ;
    Кроме всего выше перечисленного ,существует огромное количество факторов, влияющих на креативность. Трудно или даже невозможно работать над каждым фактором, который может воздействовать на творческие способности ребёнка. Вместо этого нам следует сосредоточиться на тех из них, которые важны в данный момент.
    Речь идёт, конечно же, не о строгом рецепте , которому нужно следовать, но я считаю , что успех будет гарантирован при наличии следующих факторов:
    • Знание. Чем больше у ребёнка знаний, тем чаще он творчески мыслит, и тем более успешно он может генерировать новые действенные идеи.
    • Уверенность. Уверенность ребёнка в том, что он способен генерировать ценные идеи и расширяет его креативность.
    • Опыт. Позитивный опыт людей, применивших творческое мышление для решения проблем обладает большой ценностью. Он стимулирует дальнейшую креативность. Если у ребёнка нет большого творческого опыта, он может компенсировать этот пробел, обратившись к тем, у кого он есть. Попросить творческого человека помочь ему найти подход к проблеме, над которой он работает.
    • Модели поведения. Общение с людьми, которые добились успеха благодаря своим личным творческим способностям, заметно стимулирует креативность ребёнка. Вместе с тем очень сложно найти хорошие образцы для подражания. Если возможно, попытаться понаблюдать за тем, как они работают.
    • Поддержка руководителя. Поддержка руководителей приносит большую пользу. Интерес к идеям и предложениям и поощрения со стороны руководителей усиливают креативность ребёнка.
    • Награды. Признание и более вещественные награды за креативность помогают стимулировать это качество.
    • Широкий кругозор. Чем больше ребёнок знает, тем больше у него материала для творческого мышления.
    • Независимость. Чем больше независимости проявляет ребёнок, формируя свое мнение и решая, какой избрать подход к проблеме, тем легче ему быть креативным. Если ребёнок принимает мнение другого человека и позволяете втянуть себя в дискуссию и некритично соглашается с его выбором, значит, он не умеет мыслить независимо. Независимо мыслящий человек находится в постоянном поиске.
    • Способность к игре. Чувство удовольствия от изучения новых идей и подходов — хороший актив по отношению к креативности.
    • Упорство. Существует миф о том, что только вдохновение питает творчество. Я считаю , что это абсурд. Каждой великой идее требуется время, чтобы вырасти и сформироваться. Упорство здесь играет важнейшую роль:
    • Дисциплина. Несмотря на то что креативность можно воспринимать как игру, для получения практических результатов придется приложить значительные усилия. Дети с высоко дисциплинированным подходом к креативности чаще достигают творческих успехов, так как они тратят больше сил и времени на свою работу.
    • Самообучение. Дети, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов
    Многие считают, что творческое мышление — это дар, и с этим нужно родиться. Думаю, что со мной согласятся многие -если у ребёнка нет такого врожденного дара, его можно развить и главными помощниками в развитии креативности учащихся должны стать мы, учителя.Погорелова Е.П, учитель английского языка МОУ "СОШ №-3 г.Ершова"

    ОтветитьУдалить
  18. Педагогическую деятельность, направленную на формирование креативности ребёнка, отличает ряд признаков: внимательное отношение к необычным вопросам и необычным идеям, демонстрация их ценности; предоставление обучающимся большей самостоятельности; создание свободной, непринужденной учебной обстановки.
    Педагог должен помочь обучающемуся почувствовать собственную состоятельность, поддержать в каждом из обучающихся уверенность в себе и ощущение личностной значимости. Для этого ему необходимо понимать и признавать неповторимость и уникальность обучающегося, представлять его индивидуальный психологический портрет, знать возрастные особенности, доминирующие мотивы, определяющие поведение ученика, его отношение к обучению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, устанавливать соответствие между образовательной программой и задачами социально-личностного развития на данном этапе жизни обучающегося.
    На мой взгляд, основное условие развития креативности – это образец креативного поведения самого педагога.
    Рау Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества г.Пугачёва

    ОтветитьУдалить
  19. Креативность можно трактовать как систему способностей, а педагогическими задачами на этапах формирования креативности учащихся является формирование коммуникативных, исследовательских, инвестиционных способностей и способностей к саморазвитию. Целью является формирование личности с особым типом образованности, личности творческой, инициативной, современной, гибко мыслящей, умеющей ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного к самореализации и саморазвитию. Развитие творческих способностей, как и любых других, возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Главным в творчестве является то, что человек осознает свою значимость в качестве открывателя нового, реализует себя как личность. В этом случае можно говорить о формировании установки на творчество. А она в свою очередь подразумевает наличие собственной точки зрения, смелость и независимость в принятии решений, умение отстаивать свою точку зрения, свой замысел, но и одновременно уважительно относиться к мнению окружающих, абстрактно и критически мыслить, работать группами, командами – уметь решать одну общую задачу, использовать знания своих товарищей. В этом случае дети становятся друзьями не только на время выполнения заданий на уроке. Это становится качеством их личности. Так формируется чувство коллективизма, ответственности, коммуникативных способностей. Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что условиями формирования креативных способностей ребёнка становятся компетенции, формируемые (извиняюсь за тавтологию)в процессе обучения и компетентстностный подход, применяемый учителем, что в свою очередь формирует творческие способности, которые приводят к формированию креативности, нацеленная на конечный конкретный результат.

    ОтветитьУдалить
  20. Креативность можно трактовать как систему способностей, а педагогическими задачами на этапах формирования креативности учащихся младшего школьного возраста является формирование коммуникативных, исследовательских, инвестиционных способностей и способностей к саморазвитию. Целью является формирование личности с особым типом образованности, личности творческой, инициативной, современной, гибко мыслящей, умеющей ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного к самореализации и саморазвитию. Поэтому развитие творческих способностей, как и любых других, возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Главным в творчестве является то, что человек осознает свою значимость в качестве открывателя нового, реализует себя как личность. В этом случае можно говорить о формировании установки на творчество. А она в свою очередь подразумевает наличие собственной точки зрения, смелость и независимость в принятии решений, умение отстаивать свою точку зрения, свой замысел, но и одновременно уважительно относиться к мнению окружающих, абстрактно и критически мыслить, работать группами, командами – уметь решать одну общую задачу, использовать знания своих товарищей. В этом случае дети становятся друзьями не только на время выполнения заданий на уроке. Это становится качеством их личности. Так формируется чувство коллективизма, ответственности, коммуникативных способностей. Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что условиями формирования креативности становится формирование (извиняюсь за тавтологию)компетенций и компетентностный подход, применяемый учителем, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей, нацеленных на формирование креативности способная привести к конечной конкретной цели, результату (положительному или отрицательному).

    ОтветитьУдалить
  21. Для развития креативных способностей необходимо сздать:
    1.свободную атмосфера в школе, возможность выбора разнообразного вида деятельности
    2.доверие и уважение к ученикам, постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, наводящая, а не подсказывающая.
    3.внимание к интересам каждого ребенка, его склонностям, здоровью, разностороннему развитию, к его способностям.
    . Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.
    Терешкина Елена Юрьевна
    1 ноября 2010

    ОтветитьУдалить
  22. Можно выделить следующие условия развития креативности личнсости ребёнка
    1. обеспечение психологической безопасности: уважение человека как личности.
    2. Обеспечение психологической свободы
    3. Отсутствие регламентированного поведенияя
    4. Наличие позитивного образца творческого поведения
    5. Социальное подкрепление творческого поведения.

    ОтветитьУдалить
  23. Креативность рассматривается как положительное явление. Но ведь можно рассмотреть его и как явление со знаком минус. Смотря в какой среде проявляется. 1 ноября 2010 Сладкова Л.А.

    ОтветитьУдалить
  24. Ерёмкина Евгения Васильевна1 ноября 2010 г. в 11:17

    Для развития креативных способностей ребёнка необходимы:
    1.Благоприятный психологический климат. Ученику в школе (на уроке) должно быть комфортно,особенная доброжелательная атмосфера.
    2. Создание ситуации успеха. Ребенок должен почувствовать «вкус успеха»;
    3.В педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции: использование теории синектики, «мозговой штурм», игра,метод проектов.
    4.Участие в олимпиадах, конференциях, смотрах. Занятость в кружках и секциях.
    5.Творческую личность может вырастить только творческий педагог.
    1 ноября 2010

    ОтветитьУдалить
  25. Среди условий, стимулирующих развитие творческого начала ребёнка,можно выделить
    следующие:
    • ситуации незавершенности или открытости; жестко заданные и строго контролируемые задания препятствуют появлению творчества;
    • разрешение и поощрение множества вопросов ребёнка; ситуация незавершённости, а значит непонятности, вызывает разнообразные вопросы у дошкольника.
    • стимуляция самостоятельных действий, т.е. желаний что-то сделать своими руками. Однако, стереотипные действия по шаблону напротив, тормозят развитие творческих способностей ребёнка.
    Первые ростки детского творчества можно заметить не в материальных продуктах, а в игре. Рождение новых образов, сюжетов, словосочетаний — всё это проявления детского творчества. Первыми признаками творческого начала являются игровые замещения, т.е. способность ребёнка замещать в игре один предмет другим. Например, использовать палочку в качестве градусника, или ложки, или змеи, или человечка. Когда ребёнок 2-3 лет рождает этот образ сам — это настоящее творчество. Вообще, полноценная сюжетная игра — это и проявление детского творчества, и условие его становления. Иванушкина Ю.В.

    ОтветитьУдалить
  26. Считаю, что для развития креативных способностей ребёнка в ОУ необходимо соблюдение следующих условий:
    1. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление.
    2.Талантливым детям необходима особая среда, особые трудности, поскольку легкие успехи при низких требованиях и общем слабом фоне грозят деградацией;
    3. Кружки, секции, студии помогут развить природный потенциал, а соревнования, конкурсы, конференции явятся стимулом к дальнейшей деятельности;
    4.Необходимо учить и развивать ребенка в соответствии с его способностями, а не в соответствии с амбициями педагогов и родителей.
    Балтаева Ю.П.

    ОтветитьУдалить
  27. Для развития креативных способностей ребёнка в общеобразовательном учреждении необходимо соблюдение ряда условий:
    1.Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют творческие задачи.
    2.С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы.
    3.Потребность в творчестве необходимо поддерживать и стимулировать, создавать условия для самовыражения.
    Опора на творческий потенциал ребенка на уроке и во внеурочное время делает учебный процесс увлекательным и позволяет личности повышать свою культуру.
    Вера в ребенка, любовь к нему – основа развития и креативных способностей личности, и нравственного здоровья семьи, а значит, и общества.

    ОтветитьУдалить
  28. Свириденко О.В.
    Креативность (смекалка) может иметь у школьников разную степень выраженности, причем, у младших школьников креативность выражена ярче. И самое главное, креативность можно развивать, причем, чем раньше и целенаправленнее работать в данном направлении, тем значительнее будут результаты.
    Первый шаг, диагностика, например, "Определение типа мышления", Тест на определение интеллекта (по Г. Айзенку).
    Далее, использование в учебной деятельности методов и технологий развивающего обучения, проектно-исследовательских технологий, методов деятельностного обучения, технологии изобретательского решения задач, причем применять данные технологии надо уже в начальной школе.
    Проведение нестандартных уроков, организация различных конкурсов, фестивалей, конференций на школьном уровне.
    Активнее инициировать участие школьников в различных очных,заочных и дистанционных олимпиадах, конкурсах, сетевых проектах.
    И самое главное, неравнодушие учителя.
    "Как воспитать личность? Судьбами литературных героев, биографиями великих, жизненными примерами? Несомненно! Но этого мало, Личность воспитывается личностью - той, которая ведет урок. Однако, и этого мало. Нужен метод!... Теперь, пожалуй могу сформулировать: общение с учеником как личностью, равной учителю." Евгений Ильин "Путь к успеху".
    Данное условие в полной мере можно отнести и к воспитанию креативной личности

    ОтветитьУдалить
  29. 1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
    2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
    3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
    4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
    5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
    6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

    ОтветитьУдалить